пятница, 19 мая 2017 г.

12 подвигов Геракла - положение Марса в 12 знаках Зодиака. Связь мифологии и астрологии.


Мифология Древней Греции - штука удивительная. В Универе и в школе нас заставляли читать мифы, но мне всегда был непонятен их смысл, и потому они казались мне скучными и неинтересными. Даже несмотря на то, что у гулящего Зевса там была настоящая Санта-Барбара, периодически кого-то кастрировали, а из разных частей тела появлялись новые боги и  целые континенты. Когда ты изучаешь астрологию, становятся понятны без слов многие вещи, обретают краски мифы, задвинутые на подкорку и никогда не вызывавшие интереса. Оказывается, мифы жутко символичны. Поразительно, как сквозь века люди пользовались одними и теми же символами, чтобы описать устройство мира.

Например, 12 подвигов Геракла. Раньше я думала, что это - очень жестокая, кровавая и бессмысленная сказка о приключениях вымышленного персонажа. Сейчас же стало понятно, что это - не что иное, как описание положения Марса в 12 знаках зодиака. 12 способов грамотного (и не очень) применения примитивной марсианской энергии - силы, агрессии - для победы.

Сами подвиги символизируют столкновение Марса в каждом из Знаков Зодиака с их "темными", низменными проявлениями.



Первый подвиг: Немейский Лев.
Лев был непробиваемый: в его шкуру не втыкались ни стрелы, ни мечи, ни другие колющие-режущие предметы. Геракл зажал его в угол и задушил голыми руками. Потом он снял со Льва шкуру, надел на себя, водрузил на голову его череп, используя его как шлем, и пошел дальше. Такое гордое пренебрежение к опасности, слабоумие и отвага - лучшие проявления качеств Марса во Льве.
Если углубляться в символогию, то здесь мы видим принятие в себя позитивных качеств инстинктивной сущности, убитых в бедном животном. Марс во Льве вполне может забрать с собой трофеи, напоминающие о победе, и вообще креативно подойти к делу.


Второй подвиг: Лернейская Гидра.
Лернейская Гидра была колоритной тварью, с телом собаки и кучей змеиных голов, одна из которых была к тому же бессмертной. Из каждой отрубленной головы вырастало две новых. Геракл понял, что на этот раз испытание он самостоятельно не осилит и позвонил другу Иолаю. Иолай стволами деревьев поджигал Гидре шеи на месте отрубленных голов, пока Геракл не отчекрыжил последнюю "бессмертную" голову. Как бонус - Геракл додумался вымочить в ядовитых испражнениях гидры свои стрелы.

Геракл адекватно оценил свои слабые стороны и додумался позвать верного помощника, чтобы атака была более сбалансированной и надежной. Грамотное умение встретиться с жизненными невзгодами, объединив усилия с кем-то еще, - это вполне разумное проявление Марса в Весах, зрелого и адекватного (что встречается отнюдь не всегда), знающего, что при "правильном" соглашении можно добиться отличных результатов.

Третий подвиг: Стимфалийский птицы
Здесь Геракл должен убить тысячу птиц, которые, во-первых, были излишне агрессивно настроены к людям, разрывая их своими медными конечностями, а во-вторых, кидались своими металлическими экскрементами, лишая плодородия земли Стимфала и уничтожая любого, кто пытался на них напасть.
Геракл разогнал всех птиц страшным звуком нового музыкального инструмента, изготовленного Гефестом. Сначала он планировал добить их своими ядовитыми стрелами, но птицы так быстро улетели, что применять насилие не пришлось. Таким образом, цель была достигнута новыми, необычными, не испробованными ранее революционными методами, при помощи технически продвинутого инструмента, без необходимости применять реальную физическую силу. К тому же, данный подвиг стал общественно полезным. Все это - характеристики Марса в Водолее, действующего в этом знаке при помощи инновационных идей, с высокими общественными целями, обращаясь к новым приспособлениям, снижающим физическую нагрузку и ускоряющим работу. 

Птицы, с которыми борется Геракл, символизируют негативные проявления "незрелого" Марса в Водолее - любовь к чрезмерной свободе и независимости, по причине которой он не желает считаться с другими людьми. 

Четвертый подвиг: Керинейская лань.
Наконец-то Геракла попросили не убивать, а всего лишь поймать жертву - сбежавшую от Артемиды лань неземной красоты. Соответственно, усилия Геракла носили совсем другой характер: не были связаны с грубой мужской силой, а требовали усидчивости и терпения. Лань нельзя было обижать никакими подручными средствами. Надо было дождаться, пока она остановится попить водички, и деликатно засадить ей одной стрелой по задним лапам.
Достижение выше описанной цели требовало от Геракла сосредоточенности и спокойного выжидания, самоконтроля и координации, точного расчета каждого движения и концентрации сил - это характерное описание проявления зрелого Марса в Козероге.

Лань символизирует живую энергию, эмоциональный порыв, который надо не поймать и уничтожить, а бережно сохранить. По сути, она олицетворяет чувствительность и эмоциональность знака Рака, противоположного Козерогу, то есть те качества, которых Козерогу не хватает, и которые Козерог часто пытается в себе подавить чрезмерным самоконтролем.

Пятый подвиг: Эриманфский кабан и битва с Кентаврами
Здесь тоже надо было не уничтожить противника, а поймать. Правда, в этом случае, жертва была гораздо страшнее - огромный злющий кабан. Здесь Геракл допустил ошибку, что демонстрирует сложность и возможные препятствия из ниоткуда на длинном и тернистом пути саморазвития человека. Таким препятствием стало внезапное приглашение кентавров испить с ними винца. Кентавры напились, начали буянить, завязалась драка, и Геракл, защищаясь, случайно зарядил отравленной ранее стрелой по коленке кентавру Хирону. Хирон, как известно, был бессмертным учителем и врачевателем кентавров, и нанесенная рана стала причиной чудовищных болей - настолько интенсивных, что Хирон впоследствии выторговал у Зевса передачу своего бессмертия Прометею.

Кабана-то Геракл поймал, но суть не в этом. Здесь главное не сам подвиг, а то, с какой легкостью Геракл сошел со своего пути и, как следствие, нанес доброму Хирону рану. Казалось бы, обстановка была спокойной и расслабленной, и ничего не предвещало беды, но именно в этих условиях вырвался наружу мощный поток затаенной агрессии, провоцирующий на неадекватные, инстинктивные и абсолютно необдуманные реакции. Это напоминает нам о Марсе в Раке - "падающем" Марсе, Марсе в очень слабом положении. Именно он знаменит в астропсихологии своим неадекватным агрессивным поведением, проявляющимся в неправильном месте, в неправильное время - дома, в семье, в спокойной расслабленной обстановке.

Шестой подвиг: скотный двор царя Авгия.
Новинки повествования: Геракл больше не должен ни убивать, ни ловить противника. Его задача - очистить, навести порядок, убрать навоз на скотном дворе царя Авгия. Геракл запросил оплату труда по бартеру: десятая часть стад Авгия за уборку. Этим он впоследствии разозлил Эврисфея (того, кто, собственно и давал ему все перечисленные задания), который не хотел засчитывать испытание.
С работой Геракл справился великолепно: и с гигиенической точки зрения, и с организационной - в лучших традициях Марса в Деве. Как известно, в Деве энергия Марса направляется в работу, в наведение порядка, в организацию труда. Но обратная сторона знака Девы - мелочность, придирчивость, материалистичность и практичность, упор на детали и неспособность взглянуть на ситуацию целиком. Именно с этим связана вся эта полемика об оплате труда - царь Авгий в итоге не заплатил, Геракл затаил обиду и через несколько лет его убил. В негативном сценарии так могут поступать обладатели Марса в Деве - не обязательно убивать, конечно, но однозначно растрачивать силы на торг за каждую копейку, излишне практично подходя к вопросу, и не обращать внимания на приобретенный в ходе работы бесценный опыт.
Кстати, уборка, наемный труд и подобные служебные задачи (как и скотные дворы) идут по 6 дому (и соответствуют знаку Девы).

Седьмой подвиг: Критский бык
Новый уровень развития Геракла: он больше не должен ни убивать, ни ловить, ни отрабатывать повинность. Теперь он должен приручить страшного Критского быка, папу Минотавра.

Бык - символ очень примитивной сексуальности, слепоты инстинкта, не способной даже выбрать себе объект вожделения, но желающей обладать всецело, ревностно и грубо, удовлетворяя исключительно собственные потребности. И вот, над этим быком (и над этими качествами) необходимо сначала обрести власть, а затем его надо воспитать и вывести на новый уровень. Короче, превратить безудержную и эгоистичную страсть в здоровый сексуальный инстинкт. Приобретя адекватные формы, этот инстинкт может сублимироваться в работе и искусстве. Все это - про Марс в Тельце. Он может быть излишне сладострастным и безудержно ленивым, потакающим исключительно собственным удовольствиям. Но при правильном подходе и определенной дисциплине Марс в Тельце устойчиво идет напролом в работе, пашет вдумчиво и долго способен двигаться в нужном направлении.

Восьмой подвиг: кони Диомеда.
Очень кровавая история с кучей смертей. Здесь Геракл должен был доставить Эвристею двух красивых лошадок, которые сидели на цепи в конюшнях Диомеда и угощались человеческим мясом. Сначала пришлось убить конюхов и украсть животных. Затем Геракл отпустил лошадей порезвиться на пляж, а сам тем временем занялся Диомедом, который, вооружившись несколькими солдатами, хотел вернуть своих животных назад. Геракл вырыл стратегический канал, наполнившийся морской водой, почти смывшей солдат Диомеда. Геракл убил Диомеда и скормил его своим лошадям. Лошади к тому времени набегались, нарезвились и были готовы направиться к Эвристею.
Море крови, выбор тактики и стратегии (дать лошадям-людоедам набегаться, чтобы потом доставить их по адресу), а также "хитроумный план", благодаря которому Геракл напугал и разогнал солдат Диомеда - элементы, типичные для Марса в Скорпионе. Здесь Марс, несмотря на то, что злющий и агрессивный, умеет затаиться, выждать нужный момент, чтобы нанести точный удар, отомстить, сокрушить, убрать со своего пути. Такой Марс-стратег при помощи холодного расчета может умело и беспринципно разрушать, но, руководствуясь высоким идеалом, может достигать высот в карьере и политике и даже приносить себя в жертву. Здесь Марс - очень страстный, властный. Он воспринимает секс как форму власти, но, при определенном уровне развития, он ищет источники власти в политике, экономике или научной карьере. Чем сложнее задача, тем более привлекательной она видится.
Убийства здесь - символический намек на то, что порой невозможно избавиться от страсти, полностью ей не отдавшись. Типа того, что "Единственный способ избавиться от искушения - это поддаться ему". А лошадки-людоеды - символ безудержной брутальной сексуальности, дрессируя и сублимируя которую человек возвышается и достигает удивительных результатов. Скорпион (превращающийся в Орла) - знак духовной трансформации.

Девятый подвиг: похищение пояса Ипполиты, королевы Амазонок.
После бесконечных убийств, охоты и доминирования Геракл должен завладеть золотым поясом и принести его Эвристею. Геракл планировал отжать трофей, подружившись с Ипполитой. Но Амазонки испугались, что вместе с поясом Геракл хочет утащить и саму Королеву. Началась бойня, и Гераклу, как обычно, пришлось перебить кучу народу, включая саму Ипполиту.
Несмотря на пацифистские настроения, Геракла снова вынудили убивать. Инстинкт самосохранения взял верх над разумом, как это часто бывает у обладателей Марса в Овне. И, хотя изначально он планировал действовать по принципу противоположного Овну знаку Весов - через дружбу, дипломатию и взаимовыгодные соглашения, импульс агрессии его опередил, отмел все обходные пути и направил его к цели напролом.

Десятый подвиг: Коровы Гериона
Геракл должен был завладеть коровами, преодолев Гибралтар, конец света, Африку, сам океан, добравшись до острова Эрифейи. Здесь коров охранял двухглавый пес, которого, естественно, пришлось зарубить. Гериона тоже пришлось застрелить 3 знаменитыми ядовитыми стрелами. Тремя - потому что у Гериона было три груди и две головы. По пути назад пришлось столнуться с представителями варварских цивилизаций, убивавших туристов, бороться с бешенством коров, которых заразили насекомые, и даже полюбить даму с хвостом змеи.
Весь рассказ сильно - сильно в духе Одиссеи и тому подобных приключений. Все это отдает Марсом в Стрельце: тема путешествий, приключений, взаимодействия с иными культурами, попытки применить собственные знания, вступить с диалог с другой реальностью, обучить других.
Весь миф - такая метафора познания, расширяющегося сознания, которому для развития необходимо выйти за рамки обыденности (например, пересечь конец света, совокупиться с женщиной-змеей). Каждое испытание на пути - символ недоверия, ограниченности и консерватизма, встречающихся в любом исследовании.

Одиннадцатый подвиг: похищение Цербера

Мутный миф о том, как Гераклу пришлось спуститься в Подземное царство и притащить оттуда Цербера - трехглавого пса с хвостом-змеей. Для этого ему сначала необходимо было пройти обряд посвящения, а затем, под наблюдением Афины и Гермеса, спуститься в адъ мир иной. Последний не позволял Гераклу тыкать мечом в тени у них на пути. Аид оружием пользоваться тоже не позволил - Гераклу пришлось душить Цербера голыми руками.
Сам поход в царство мертвых, встреча со страхами, привидениями и прочей нечистью, попытка подавить свой натуральный "марсианский" импульс к насилию и кровопролитию, перевести его с материального уровня на уровень духовный - все это четко указывает на архетип Марса в Рыбах. В Рыбах Марс часто опутан страхами и иллюзиями, но, в более зрелом варианте - сила направляется на высокие идеалистичные идеи, в подсознание.

Двенадцатый подвиг: Золотые яблоки гесперид. 
В этот раз Гераклу надо было стырить молодящие яблочки из прекрасного сада c нимфами-гесперидами, охраняемого змием-драконом. Сад находился у подножья горы Атлант, на вершине которой тот самый одноименный титан подпирал небесный свод. Именно к нему Геракл и обратился за помощью, взамен предложив ему подержать за него небо часок-другой, пока Атлант там разбирается с нимфами и собирает своими огромными ручищами яблоки, до которых Гераклу (в львиной шкуре и с дубиной наперевес) было просто не дотянуться. По договоренности с титаном Геракл должен был сначала убить дракона (как необычно), а зачем взвалить себе на плечи целое небо. Хитрожопый Атлант, сдав Гераклу небо, решил свинтить: поскакал вприпрыжку собирать яблочки и заявил, что затем сам отнесет их Эвристею. Геракл притворился шлангом и попросил Атланта еще раз показать ему позу, в которой небо держать наименее тяжко. Атлант повелся, снова водрузил на себя небо, теперь уже в образовательных целях, но Геракл тем временем слился.
Атлант - символ знания. Согласно мифу, кстати, он сначала обучил Геракла астрономии, но, завидев перспективу навсегда снять со своих плеч небесную ношу, поддался соблазну надуть Геракла. Подобный обман - это обратная сторона знания. Геракл же, чтобы собрать заветные яблочки, символизирующие бессмертие, должен был проявить ум, смекалку, проницательность, дар убеждения и умение договориться - как прирожденный торгаш и представитель Марса в Близнецах. Интеллектуальное противостояние Атланта и Геракла - это противоборство материальной выгоды и духовных устремлений. Именно с такой дилеммой часто сталкивается Марс в Близнецах, способный как к высокому интеллектуальному развитию, так и к надувательству и хитрости с целью наживы и выгоды. Марсианская активная энергия здесь стимулирует ум, но часто заставляет человека быстро переключаться между различными областями знания, делая несколько дел одновременно. Такой человек рискует стать поверхностным: он не может углубить приобретенные навыки, обдумать их, сосредоточиться на чем-то одном.

А я-то думала, что подвиги Геракла - это такая добрая сказка для древнегреческих детей.

1 комментарий:

  1. Ты верно понял суть. Но неверно трактуешь подвиги по знакам. Наример, Лернейская гидра - это про Рак. Гидра это страхи, марс в Раке - страхи.борьба с трусостью.и как подсказка в этом миые Рак и присутствует - он пытается утащить Геракла на дно, спрятаться

    ОтветитьУдалить